Ходунки «Ардос» для физической реабилитации детей с ДЦП, российский аналог Firefly Upsee.
Ходунки АРДОС представляют систему поддержки ребенка, которая крепится к взрослому инструктору. (см. видео на главной странице). В комплектацию ходунков входит:
— Костюм ребенка
— Пояс взрослого (для крепления ребенка на взрослом)
— Спаренные сандалии
— Возможна дополнительная комплектация коленными фиксаторами
— Возможна дополнительная комплектация рюкзаком – переноской.
Ходунки предназначены как для проведения тренировочных занятий в рамках коррекционных учреждений, так и для закрепления результатов реабилитационных мероприятий в межреабилитационный период.
Детские церебральные паралич — это заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного и спинного мозга. Детский церебральный паралич сопровождается значительным ограничением двигательной активности. Гипокинезия приводит к ухудшению функций не только двигательного аппарата, но и всех систем организма. Физические упражнения уменьшают вредное влияние гипокинезии и являются профилактикой и устранением гипокинетических расстройств (И.И. Ефимова, Н.Г. Поляков, H.A. Мякишева, В.И. Столяров и др.).
Совершенствование индивидуальных режимов общего физического развития и двигательной активности является определяющим фактором физической реабилитации, социальной адаптации и полноценной интеграции инвалидов в обществе (Л.О. Бадалян и др.; A.A. Кузнецов, A.M. Лебедев, Р.В. Хайруллин, А.Г. Щедрина). При этом чаще всего требуются не «щадящие» упражнения, а ежедневные тренировки разной интенсивности и различного объема (И.В. Даманкас; В.И. Козлов, И.А. Анохина, СВ. Рыбалкина, B.C. Фомин, М.Б. Цукер).
Кроме того, одна из главных целей реабилитации – адаптация ребенка к максимально полному участию в жизни общества, ограничение степени инвалидности и развитие не пострадавших от болезни способностей: интеллекта, восприятия окружающего мира, зрительно-двигательной координации. При этом процесс реабилитации строго индивидуален и зависит от степени инвалидности и интеллектуального развития ребенка.
Важное значение имеют специальные упражнения по подготовке и развитию самостоятельной ходьбы. Для этого ребенка следует обучить правильной вертикальной постановке головы и туловища по отношению к опорной поверхности; умению перемещать центр тяжести на опорную ногу, равномерному распределению массы тела на обе ноги.
Вначале ребенка обучают вставанию и ходьбе с поддержкой при этом необходимо обратить внимание на правильное распределение центра тяжести тела и сохранение равновесия. С этой целью тренируют ходьбу с опорой на передвигающийся впереди утяжеленный стул, коляску с грузом, учат ходить в брусьях и ходунках.
Всем этим принципиальным требования физической реабилитации детей с ДЦП соответствуют ходунки «Ардос». Их преимуществом является:
— постоянное чувство поддержки за спиной;
— дозированное обеспечение ребенка необходимым количеством движений;
— ходунки позволяют высвободить руки ребенка, и, следовательно, позволяют выполнять специальные корригирующие приемы по стимуляции реакций равновесия. Специфика упражнений дифференцируется в зависимости от формы ДЦП. Возможность стояния и ходьбы у детей с церебральным параличом зависит от степени поражения ног, развития контроля головы и реакций равновесия. Становление этих функций значительно затрудняется, если ребенок не может использовать руки для поддержки;
— гибкое крепление к инструктору позволяет использовать уже изученные ребенком основные двигательные навыки, применяя их в различных сочетаниях и в различных условиях. Сюда могут быть отнесены самые разнообразные перемены положения тела в комбинации с захватами, бросками предметов, задания на равновесие, преодоление каких-либо препятствий и пр. Для улучшения подвижности и координации движений, также можно использовать упражнения с мячом. Упражнения с различными мячами (малыми, большими) динамичны и эмоциональны, способствуют развитию силы, координационных способностей, быстроты простой и сложной двигательных реакций, требуют способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Они эффективно влияют на развитие как психических процессов (внимания, восприятия, памяти, рациональности мышления, воображения), так и физиологических (усиливают кровообращение, дыхание, обмен веществ) и используются в качестве обще развивающих, подготовительных и специальных упражнений в физической реабилитации детей с двигательными нарушениями;
— ходунки позволяют ребенку вместе со взрослым выполнять работу по дому (в игровой форме), что способствует активной социализации.
В основе применения ходунков лежат принципы работы проприоцептивной чувствительности. Данная методика позволяет добиться выполнения движений, которые пациент по каким-либо причинам не может произвести самостоятельно (которые не входят в его спонтанную моторику). Благодаря стимуляции происходит формирование и закрепление движения на более высоких уровнях ЦНС, а значит, появляются новые, правильные статические и динамические стереотипы по принципу «мышечной памяти», увеличивается двигательная активность.
Методически использование ходунков «Ардос» рационально проводить в три этапа:
№ Задачи этапа Содержание этапа
- Формирование правильных фаз ходьбы, коррекция способности удержания конечностей и туловища в заданной позе. Приемы использования ходунков в зале с целью ритмической стабилизации тела и контролируемой мобильности.
- Формирование и закрепление способности к удержанию правильной позы во время ходьбы, отработка правильной поступи шага, его симметрии и скорости ходьбы Ходьба в костюме «Ардос» по залу в разных направлениях, вперед спиной, приставным шагом на встречном сопротивлении. Ходьба в костюме «Ардос» на беговой дорожке с различными скоростными режимами и углами полотна тредбана. В завершении каждого тренинга удержание позы или ходьба без костюма.
- Дальнейшее развитие правильной поступи шага, его симметрии и скорости ходьбы. Развитие подвижности и координации движений, концентрации и переключения внимания. Ходьба в костюме «Ардос» на беговой дорожке с различными скоростными режимами и углами полотна тредбана. Ходьба в костюме «Ардос» с разнообразными приемами перемены положения тела в комбинации с захватами, бросками предметов, задания на равновесие, преодоление каких-либо препятствий и пр. В завершении каждого тренинга удержание позы или ходьба без костюма.
Тренинг двигательных навыков должен начинаться с выполнения наиболее простых, но «узнаваемых» мышечно-суставной системой и ЦНС движений. Большая часть движений на этом этапе выполняется пациентом активно-пассивно, при умелом «ручном» управлении специалиста. Степень физической поддержки от педагога зависит от состояния супраспинального двигательного контроля у ребенка. Выполняемые ребенком двигательные образцы работают на уровне мышечного синергизма, они стимулируют слабые мышцы и через механизмы ЦНС вовлекают их в активное сокращение, тем самым функционально пациенту обеспечивается возможность для активных действий.
На втором этапе, когда ребенок способен удерживать правильную позу и передвигаться правильно, проводится отработка правильной поступи шага, его симметрии и скорости ходьбы. Правильная ритмичная нагрузка усиливает воздействие на мышечный и суставно-связочный аппарат, усиливает импульсы проприорецепторов и стимулирует функцию двигательных центров ЦНС.
Основная задача третьего этапа — адаптация ребенка к ситуациям, способствующим развитию максимально полного участия в жизни общества.
Одним из основных критериев в дозировании нагрузки на занятиях должно являться измерение ЧСС. При правильном построении занятия максимальное учащение пульса не должно превышать более чем на 50% исходной частоты сердечных сокращений.
Для оценки эффективности методики применения ходунков «Ардос» возможно применение определённых педагогических методов, таких как:
— оценка локомоторной функции с использованием индекса ходьбы Хаузера;
— оценка зависимости реализации локомоторной функции от внешней помощи – тест Holden M.;
— оценка устойчивости вертикальной позы (по Babannon R., 1989; Wade D., 1992);
— оценка по шкале определения степени мышечной слабости (по R.D. Adams и др., 2005;