- Реабилитация и абилитация инвалидов: социальные и медицинские мероприятия
- Чем отличается реабилитация от абилитации инвалидов
- «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
- Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в 2022 году
- Порядок предоставления технических средств реабилитации инвалидам
- Социальные услуги по реабилитации инвалидов
- Индивидуальная программа комплексной реабилитации и абилитации инвалидов
- Этапы процедуры разработки ИПР
Реабилитация и абилитация инвалидов: социальные и медицинские мероприятия
Проведение мероприятий социальной и медицинской реабилитации и абилитации инвалидов предусмотрено российским законодательством. Финансирование данных услуг осуществляется из федерального бюджета. Помимо прочего, в программу комплексной реабилитации и абилитации инвалидов входит обеспечение граждан, чья работоспособность утрачена или ограничена, необходимыми техсредствами, а в случае их поломки – услугами по ремонту.
Чем отличается реабилитация от абилитации инвалидов
Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ11 (вступил в силу 15 мая 2012 г.) Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, принятую Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106. В Конвенции инвалидность понимается как эволюционирующее понятие, результат взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами, препятствующее их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Согласно ст. 1 Конвенции, к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, затрудняющими их полное и эффективное участие в жизни общества наравне с другими при взаимодействии с различными барьерами.
Таким образом, ратифицировав эту Конвенцию, Российская Федерация должна переориентировать сложившуюся систему социальной защиты инвалидов на прогрессивную политику устранения барьеров и препятствий, которые мешают их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Назрела необходимость в смене приоритетов — государственная поддержка инвалидов не может сводиться только лишь к социальным выплатам. Первостепенной задачей должно стать обеспечение возможности инвалидам быть полноценными членами общества, вести независимый образ жизни и активно развиваться как личность.
В связи с этим в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»2 с 1 января 2016 г. корректируется понятие «реабилитация инвалидов» и вводится новый термин «абилитация инвалидов».
Чем же отличается реабилитация от абилитации инвалидов, и проведение каких мероприятий предусмотрено для граждан, полностью или частично утративших работоспособность?
Реабилитация инвалидов определяется как система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Цель реабилитации обозначена как реанимирование утраченных в связи с инвалидностью способностей. В то время как абилитация инвалидов — это система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. То есть она направлена на привитие новых умений и навыков инвалиду для полноценной жизни в социуме. Таким образом, законодательство теперь ориентируется не только на восстановление способностей инвалида, утраченных в связи со стойким расстройством здоровья, но и на обеспечение дальнейшего развития инвалида как личности. В совокупности реабилитация и абилитация инвалидов должны быть направлены на полное устранение (в идеале) или наиболее полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов (как минимум) в целях их социальной адаптации, в том числе достижение ими материальной независимости и свободной интеграции в общество.
В измененной редакции Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» более полно раскрываются основные направления реабилитации и абилитации инвалидов — это:
- медицинская реабилитация, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
- профессиональная ориентация, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственная адаптация;
- социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая и социокультурная реабилитация, социально-бытовая адаптация;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Для реализации этих основных направлений реабилитации и абилитации инвалидов требуется целый ряд обеспечительных мер организационно-правового характера:
- предоставление инвалидам технических средств реабилитации;
- создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации («безбарьерная среда»);
- полное и доступное информационное обеспечение инвалидов и членов их семей по вопросам реабилитации и абилитации инвалидов.
Организацию мероприятий медицинской и социальной реабилитации инвалидов осуществляют специальные организации, которые прошли аккредитацию в установленном законодательством РФ порядке (за исключением организаций, осуществляющих медицинскую деятельность). При необходимости федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут привлекать эти организации к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в 2022 году
За счет федерального бюджета государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг в рамках специального перечня, утв. распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 2347-р.
Государство в 2022 году гарантирует обеспечение инвалидов следующими техническими средствами реабилитации:
- трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни;
- кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные;
- протезы и ортезы;
- ортопедическая обувь;
- противопролежневые матрацы и подушки;
- приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов;
- специальная одежда;
- специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения;
- собаки-проводники с комплектом снаряжения;
- медицинские термометры и тонометры с речевым выходом;
- сигнализаторы звука световые и вибрационные;
- слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления;
- телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами;
- телефонные устройства с текстовым выходом;
- голосообразующие аппараты;
- специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники);
- абсорбирующее белье, подгузники;
- кресла-стулья с санитарным оснащением.
Порядок предоставления технических средств реабилитации инвалидам
Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ, передаются инвалидам в безвозмездное пользование (т. е. они не подлежат продаже или дарению третьим лицам). Сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 мая 2013 г. № 215н.
Предоставление технических средств реабилитации инвалидов осуществляется по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. № 240. Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (либо его представителем) в территориальный орган Фонда социального страхования РФ по месту жительства инвалида. В 21 регионе Российской Федерации федеральные полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации переданы в ведение субъектов РФ15, их реализуют учреждения социальной защиты населения. При подаче заявления должен быть представлен документ, удостоверяющий личность инвалида (или его представителя), индивидуальная программа реабилитации и документы, подтверждающие полномочия представителя инвалида (если он обращается от имени инвалида). Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования инвалида предоставляется по его усмотрению (необязательно).
В 15-дневный срок с даты поступления заявления уполномоченный орган (Фонд социального страхования или учреждение социальной защиты населения) должен письменно уведомить инвалида о постановке его на учет по обеспечению техническим средством. Вместе с уведомлением инвалиду выдается направление на получение либо изготовление технического средства в отобранные в установленном порядке организации, обеспечивающие техническими средствами. Если инвалиду требуется ехать к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно, ему также выдается специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте и (или) именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом транспортных организаций, отобранных в установленном законом порядке.
Ремонт технического средства (изделия) осуществляется бесплатно на основании заявления, поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в уполномоченный орган, и заключения медико-технической экспертизы. В заключение медико-технической экспертизы указываются причины неисправности технического средства (изделия), а также виды ремонта и даются рекомендации об организации, осуществляющей проведение ремонта и обеспечение новым техническим средством (изделием). При установлении невозможности ремонта технического средства (изделия) в заключение медико-технической экспертизы делается вывод о необходимости досрочной замены технического средства (изделия) и указываются причины его досрочной замены.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами, в том числе выплата компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, осуществляются территориальными органами Фонда социального страхования РФ.
Перечень медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определен приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря 2014 г. № 998н. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе комплексной оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. По медицинским показаниям и противопоказаниям определяется необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности.
Социальные услуги по реабилитации инвалидов
В число медицинских и социальных услуг по реабилитации инвалидов в федеральный перечень включены:
- восстановительная терапия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности);
- реконструктивная хирургия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности);
- санаторно-курортное лечение, предоставляемое при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;
- протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов;
- обеспечение профессиональной ориентации инвалидов (профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации).
Также к оказываемым услугам по реабилитации инвалидов за счет федерального бюджета относятся:
- ремонт технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия;
- содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (путем выплаты ежегодной денежной компенсации);
- предоставление услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу).
Индивидуальная программа комплексной реабилитации и абилитации инвалидов
С 1 января 2016 г. в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» вводится новое понятие «индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида». Под ней понимается комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, который включает отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации реабилитационных мер (медицинских, профессиональных и др.), направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Форма новой индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, порядок ее разработки и реализации должны быть утверждены Министерством труда и социальной защиты РФ в ближайшее время. Пока на сегодняшний день действует прежний Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. № 379н.
Согласно указанному Порядку, индивидуальная программа медицинской и социальной реабилитации инвалида (ИПР) разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных.
Специалисты бюро медико-социальной экспертизы обязаны подробно разъяснить инвалиду (или его законному представителю), какие цели и задачи ставятся в рамках разработанного курса реабилитации, какие результаты и социально-правовые последствия прогнозируются после проведения включенных в ИПР реабилитационных мероприятий. В акте освидетельствования должна быть сделана отметка о дате, когда была проведена разъяснительная беседа.
Процедура разработки ИПР включает ряд следующих этапов:
- проведение реабилитационно-экспертной диагностики;
- оценка реабилитационного потенциала;
- определение реабилитационного прогноза и определение мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду восстановить или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, круга интересов, уровня притязаний, социального статуса и реальных возможностей социапьно-средовой инфраструктуры.
При разработке ИПР необходимо учитывать те рекомендуемые мероприятия по медицинской реабилитации, которые были указаны в направлении на медико-социальную экспертизу от медицинской организации, где гражданин получал лечебно-профилактическую помощь. При необходимости руководитель бюро медико-социальной экспертизы может пригласить для участия в формировании
ИПР специалистов учреждений здравоохранения, государственных внебюджетных фондов, государственной службы занятости населения, работодателей, педагогов и других специалистов. Они участвуют с правом совещательного голоса. Если требуется провести какие-то сложные виды реабилитационно-экспертной диагностики, гражданина могут направить в вышестоящее федеральное учреждение медико-социальной экспертизы для разработки или коррекции ИПР.
ИПР разрабатывается сроком на 1 год, 2 года или бессрочно, для ребенка-инвалида — на 1 год, 2 года или до достижения гражданином возраста 18 лет. Сформированная ИПР подписывается руководителем соответствующего бюро медико-социальной экспертизы, инвалидом (либо его законным представителем), заверяется печатью и выдается на руки инвалиду (его законному представителю).
Согласно порядку реализации индивидуальной программы реабилитации, если инвалид (его законный представитель) отказывается подписать сформированную ИПР, она приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина. Копия ИПР в данном случае может быть выдана инвалиду (его законному представителю) по его заявлению. Если возникает необходимость изменить или дополнить ИПР, должно быть оформлено новое направление на медико-социальную экспертизу, и ИПР составляется заново. В случае несогласия с решением бюро о рекомендуемых реабилитационных мероприятиях инвалид (его законный представитель) может обжаловать его в установленном порядке.
Реализацию ИПР осуществляют учреждения государственной службы реабилитации инвалидов, негосударственные реабилитационные учреждения, образовательные учреждения и другие организации. Закон придает обязательный характер ИПР — ее должны исполнять все соответствующие органы государственной власти, местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Функции по координации мероприятий в рамках реализации ИПР, а также по оказанию необходимого содействия инвалиду возлагаются на органы социальной защиты населения. Результаты проведения мероприятий медицинской, психолого-педагогической, социальной и профессиональной реабилитации оцениваются специалистами бюро при очередном освидетельствовании инвалида.
Для самого инвалида индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет рекомендательный характер. За ним сохраняется право отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации.
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном законодательством.
Если инвалид (или его представитель) отказывается от индивидуальной программы реабилитации или абилитации в целом или в части, это освобождает соответствующие органы государственной власти, местного самоуправления, а также организации от ответственности за ее исполнение. Инвалид лишается права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.
Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы направляют выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм, на которые возложено проведение мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида. В свою очередь указанные органы и организации должны предоставлять информацию об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида мероприятий в федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.